-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Polkovnik_Fosset

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.09.2009
«аписей: 604
 омментариев: 110
Ќаписано: 756

»гральные карты

—уббота, 05 ‘еврал€ 2011 г. 22:34 + в цитатник


¬ерсии происхождени€ карт


—овременна€ колода карт — результат сложного развити€ этой старинной игры.


¬ремени точного происхождени€ карт не известно, также не €сно и место их изобретени€. ¬ старинном китайском словаре „инг цзе “унга, получившем известность в ≈вропе в 1678 г., говоритс€, что карты были изобретены в  итае в 1120 г., а в 1132 г. получили здесь всеобщее распространение. Ќо в целом существует несколько версий по€влени€ карт. ѕомимо китайской, рассмотрим также индийскую и египетскую.



 итайские и €понские карты слишком уж непривычны дл€ нас и по внешнему виду, и по характеру игры, котора€ больше похожа на домино. ќднако несомненно, что уже в VIII веке в  итае дл€ игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначени€ми различных символов. Ёти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. «атем у €понцев по€вились четыре масти карт: они символизировали времена года, а 52 карты в колоде означали количество недель в году.




—уществуют также сведени€, что китайцы и €понцы еще до по€влени€ игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в средневековой японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий. ќни были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки. — помощью таких карт можно было раскладывать и «пась€нс» — раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». ¬ XIII веке карты стали известны в »ндии и ≈гипте.




ј в »ндии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Ўивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Ќекоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным маст€м.


Ќо куда попул€рнее египетска€ верси€ происхождени€ карт, растиражированна€ новейшими оккультистами. ќни утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — «ћладшие јрканы», стали обычными игральными картами, а оставшиес€ 22 «—тарших јркана» вошли в состав загадочной колоды “аро, используемой дл€ гаданий.




Ёту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Ёттейла, а его продолжатели французы Ёлифас Ћеви и доктор ѕапюс и англичане ћэзерс и  роули создали собственные системы интерпретации карт “аро. Ќазвание это €кобы происходит от египетского «та рош» («путь царей»), а сами карты были занесены в ≈вропу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из ≈гипта.



ѕравда, никаких доказательств столь раннего существовани€ колоды “аро ученым найти не удалось.



ѕо€вление карт в ≈вропе


ќ по€влении карт в ≈вропе есть несколько версий. ѕо одной из них начало игры в карты относитс€ к XV столетию и совпадает с по€влением цыган на европейской территории. ѕо другой — обща€ же известность карт, по свидетельству иезуита ћенестрие, приписываетс€ XIV столетию, когда один малоизвестный живописец по имени ∆икомин √рингонер изобрел карты дл€ развлечений умалишенного корол€ ‘ранции  арла VI (1368-1422 гг.), вошедшего в историю под именем  арла Ѕезумного.  арты €кобы были единственным средством, которое успокаивало царственного больного между приступами сумасшестви€. ј во врем€ царствование  арла VII (1422-1461) они были усовершенствованы в и тогда же получили свое теперешнее название.




ƒолго существовавшее мнение, что карты были изобретены во ‘ранции дл€ развлечени€ душевнобольного корол€  арла VI Ѕезумного, — всего лишь легенда. ”же в ƒревнем ≈гипте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в »ндии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в  итае карты, похожие на современные, известны с XII века.



ѕервое документальное известие о картах относитс€ к 1379 году, когда в хронике одного из италь€нских городов по€вилась запись: «¬ведена игра в карты, происход€ща€ из страны сарацин и называема€ ими «наиб».


»гра носила, по-видимому, военный характер, так как «наиб» по-арабски означает «капитан», «начальник». Ќа арабских картах обозначались только цифры по той причине, что закон ћагомета запрещал изображать человеческие фигуры. ѕоэтому скорее можно говорить не об изобретении карт французами, а об украшении фигурами уже существующих карт.




¬ карточных маст€х не было единообрази€. ¬ ранних италь€нских колодах они носили названи€ «мечей», «кубков», «денариев» (монет) и «жезлов». ѕохоже, как и в »ндии, это было св€зано с сослови€ми: двор€нством, духовенством и торговым классом, в то врем€ как жезл символизировал сто€вшую над ними королевскую власть. ¬о французском варианте мечи превратились в «пики», кубки — в «черви», денарии — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). Ќа разных €зыках эти названи€ и сейчас звучат по-разному; например, в јнглии и √ермании это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в »талии — «копь€», «сердца», «квадраты» и «цветы». Ќа немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листь€». „то касаетс€ русского слова «черви», то оно произошло от слова «червонный» («красный»): пон€тно, что «сердца» изначально относились к красной масти.




 арты быстро распространились во всех европейских странах, на их основе по€вились азартные игры, и потому вскоре стали предприниматьс€ власт€ми строгие меры дл€ их запрещени€. Ќесмотр€ на это, изобретались все новые и новые карточные игры. ¬ √ермании по€вились ремесленные цеха, занимающиес€ изготовлением карт, улучшались способы их выделки.


¬ XV веке во ‘ранции установили тот тип карт, который существует и поныне. —читаетс€, что масти карт символизируют четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы — меч, пики — копь€, бубны — знам€ и герб, червы — щит.




—уществует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты соответствуют числу недель в году; 4 масти — это четыре времени года; в каждой масти 13 карт, столько же недель в каждом времени года; сумма всех очков 52 карт составл€ет 364, то есть число дней в году без одного.



–анние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употребл€лись 22 «—тарших јркана» плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков «одиака и стихий. ¬ разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно.   тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. ¬ XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех «старших мастей» и шута (джокера). »нтересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы.




Ќапример, четыре корол€ — это величайшие монархи древности:  арл ¬еликий (черви), библейский царь ƒавид (пики), ёлий ÷езарь (бубны) и јлександр ћакедонский (трефы). ¬ отношении дам такого единодуши€ не было — например, дама червей была то ёдифью, то ≈леной “ро€нской, то ƒидоной. ƒама пик традиционно изображалась как богин€ войны — јфина, ћинерва и даже ∆анна д’јрк. ¬ роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую –ахиль: она идеально подходила на роль «царицы денег», поскольку обокрала собственного отца. Ќаконец, дама треф, на ранних италь€нских картах выступавша€ как добродетельна€ Ћукреци€, превратилась в јргину — аллегорию суеты и тщеслави€.



—ама€ сложна€ фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. —амо слово «валет» вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. »менно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ћа √ир по прозвищу —атана (черви), а также герои эпоса ќжье ƒатчанин (пики), –оланд (бубны) и Ћанселот ќзерный (трефы).




ѕервые карты, которыми играли в ≈вропе, стоили очень дорого, т.к. литографического печатани€ тогда еще не было, они рисовались от руки. ¬о ‘ранцию карты привозились из »талии, этому есть историческое свидетельство — указ счетной камеры 1390 года, в котором отражен расход на покупку карт дл€ увеселени€ корол€.  арты в то врем€ имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными дл€ игры.



 арты в –оссии


¬ нашем отечестве карты по€вились давно, во времена »вана √розного. ”же при сыне √розного, царе ‘едоре »оанновиче, игральные карты в значительном количестве поступали в –оссию в числе прочих европейских товаров.  арты были дорогосто€щим и легко порт€щимс€ товаром, поэтому перевозили их в прочных дубовых бочках. ”же с начала 16 века карты стали обычным предметом торга по всей –оссии, а карточна€ игра стала приносить ощутимый вред нравственности и правопор€дку. ¬ 1649 году ”ложение цар€ јлексе€ ћихайловича квалифицирует карточную игру как серьезное преступление. ƒо петровских времен карты в –оссии были привозными.




¬еликий новатор ѕетр ѕервый перен€л многие европейские обычаи, но карт не любил и играл в них очень редко. Ќо именно при нем впервые возникло отечественное производство игральных карт на двух небольших мануфактурах в ћоскве. Ћичное внимание и всемерна€ поддержка карточных мануфактур ѕетром объ€сн€лись совершенно прозаическими причинами — измотанному —еверной войной государству нужны были деньги, которые и приносила торговл€ игральными картами.


¬ течении всего 17 века игральные карты производились мелкими мастерскими в столицах и даже в провинциальных городах. ќтдельные мастерские имели даже некоторый ассортимент видов производимых карт, впрочем, весьма скромный. –исунок карт был незамысловат и практически не измен€лс€ дес€тилети€ми.




¬ царствование ≈катерины ¬торой зародилась, а при јлександре ѕервом претворилась в жизнь блага€ мысль о государственной монополии на производство игральных карт. ƒоход от производства карт шел на дело благотворительное — на него содержалось ¬едомство »мператрицы ћарии, опекавшее детей-сирот. Ќепосредственное производство карт было развернуто в пригороде —анкт-ѕетербурга, на казенной јлександровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать »мператорска€  арточна€ фабрика.



¬ течении более 20 лет шло становление нового производства, пока русские карты не стали выпускатьс€ на русской бумаге и в основном русскими мастерами. ƒиректор  арточной фабрики ј. я. ¬ильсон стремилс€ к некоторому улучшению внешнего вида карт, были разработаны новые рисунки. »мператору Ќиколаю ѕервому был представлен соответствующий доклад, на котором он, однако, собственноручно написал: «Ќе вижу никакой причины перемен€ть прежние рисунки».




ѕосле отмены крепостничества на  арточной фабрике начались существенные перемены. ќт руководства фабрикой отошел директор ј. я. ¬ильсон, занимавший эту должность более 40 лет. Ѕыли нан€ты вольные рабочие взамен крепостных, закуплено более 60 новых машин, во главе производства стал опытный мастер ¬инкельман. ¬месте с обновлением технической стороны дела возникла необходимость изменени€ и художественного оформлени€ карт.


јтласные карты


’орошо всем известные јтласные игральные карты настолько привычны нашему глазу, что вс€кие другие карты кажутс€ нам необычными и уж точно какими-то «нерусскими». ƒействительно, јтласные карты уже много дес€тилетий €вл€ютс€ самыми распространенными и попул€рными игральными картами в –оссии.  ажетс€, что они существуют изначально, как русские народные песни или русские сказки. Ќо это не так — у этих карт есть автор, и по€вились они в –оссии в середине 19 века.




«а решение вопроса изменени€ и художественного оформлени€ карт вз€лись достаточно серьезно. –азработку новых рисунков игральных карт доверили академикам живописи јдольфу »осифовичу Ўарлеманю (Ѕоде-Ўарлемань) и јлександру ≈горовичу Ѕейдеману. ’удожники создали несколько эскизов, которые до сих пор, уже спуст€ полтора века, €вл€ютс€ чудесными образцами карточной графики и украшают собрание √осударственного –усского музе€ и  арточного музе€ ѕетергофа. ќднако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Ўарлеман€, которые мы и знаем сейчас, как јтласные карты.


јдольф »осифович Ўарлемань происходил из семьи обрусевших французов. ≈го отец »осиф »ванович Ўарлемань (1782-1861) и брат »осиф »осифович Ўарлемань (1824-1870) были известными архитекторами. Ѕудущий академик живописи училс€ в »мператорской јкадемии художеств по классу исторической и батальной живописи. ¬ 1855 году јдольф Ўарлемань за картину «—уворов на —ен-√отарде» был удостоен большой золотой академической медали. ¬месте с медалью он получил право на шестилетнюю заграничную поездку, в которую отправилс€ в 1856 году. ¬ 1859 году Ўарлемань пишет картину «ѕоследний ночлег —уворова в Ўвейцарии», за которую был удостоен звани€ академика живописи.




¬озвратившись в —анкт-ѕетербург после заграничной стажировки, Ўарлемань много работает как иллюстратор в журналах, сотрудничает в √осударственной экспедиции заготовлени€ ценных бумаг, расписывает храмы и даже участвует в подготовке костюмов дл€ «»сторического бала» у великого кн€з€ ¬ладимира јлександровича. –абота дл€ карточной фабрики стала одним из таких заказов.  то знал, что это творение художника станет бессмертным!


ћожно объ€снить, почему именно этот проект игральных карт стал таким удачным. –исунки академика Ѕейдемана, как и другие эскизы Ўарлеман€ были очень привлекательны в художественном отношении, но они оказались не вполне подход€щими дл€ такого массового производства, как печатание игральных карт. Ёскиз јтласных карт был сделан дл€ печати в четыре краски — черную, желтую, синюю и красную. ќднако не только «технологичность» сыграла свою роль в успехе. –исунок карточных фигур оказалс€ настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен.




ј. ». Ўарлемань не создал принципиально нового карточного стил€. јтласные карты €вились результатом исключительно мастерской переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались еще в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, содержавшихс€ откупщиками. ќднако и эти, как можно было бы их назвать, «старые» рисунки имели своей первоосновою так называемую «северо-немецкую картинку», котора€ также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.



–едкий художник, поэт, писатель создает произведение, которое через какое-то врем€ утрачивает авторство и становитс€ просто народной песней, народной сказкой. “ака€ творческа€ удача выпала јдольфу »осифовичу Ўарлеманю, рисунки которого в виде игральных карт есть в каждом доме.


—овременность


ѕостепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. ≈сли первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, «очко», штосс и сотни других, вплоть до безобидного «подкидного дурака») безраздельно царили среди простонародь€.




Ќа «ападе «умственные» карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. ¬прочем, карты стали служить и дл€ совсем уж неинтеллектуальных зан€тий. ≈сли на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Ќо это совсем друга€ игра…




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку