-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Polkovnik_Fosset

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.09.2009
«аписей: 604
 омментариев: 110
Ќаписано: 756

–елигиозный этикет

ѕ€тница, 25 ‘еврал€ 2011 г. 17:37 + в цитатник
религи€ (258x394, 133 Kb)
 ажда€ религи€ имеет р€д отличительных особенностей. я вовсе не имею в виду различи€ в самой вере - у каждого она сво€. Ќо знать основы поведени€ в храмах, представл€ющих различные религиозные течени€, просто необходимо каждому человеку. ¬едь никогда не знаешь, куда жизнь может занестиЕ »так, начнем с того, что ближе всего нам, русскому народу.

ѕравославный храм

 ак правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. ¬се церковное здание делитс€ на алтарь, собственно храм и притвор. јлтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доход€щим в большинстве случаев до потолка. ¬ алтаре наход€тс€ престол и жертвенник. ¬ алтарь ведут ÷арские врата (центральные), а также северные и южные двери.

∆енщинам запрещено входить в алтарь. ћужчины могут заходить в алтарь только по разрешению св€щенников, и то лишь через северные или южные двери. „ерез ÷арские врата в алтарь вход€т только св€щеннослужители.

Ќепосредственно к иконостасу примыкает соле€ - возвышенна€ площадка вдоль всего алтар€. Ќапротив царских врат находитс€ амвон - центральна€ часть солеи. Ѕез разрешени€ св€щеннослужителей на амвон и солею также восходить не разрешаетс€.
— древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем - литургию. —ледует знать, что церковный день начинаетс€ не в 0 часов календарного дн€, а в 18 часов предыдущего дн€.

¬ход в храм с улицы устраиваетс€ обычно в виде паперти - площадки перед входными двер€ми, на которую ведут несколько ступеней. ѕодход€ к храму, нужно совершать крестное знамение и по€сной поклон. ѕоднима€сь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себ€ крестным знамением. Ќе следует, сто€ на улице, молитьс€ долго и напоказ.

ѕриходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужени€. «а это врем€ можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложитьс€ к иконам. ¬ случае опоздани€ нужно вести себ€ так, чтобы не помешать молитве других. ≈сли нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

¬о врем€ богослужени€ мужчины должны сто€ть в правой части храма, женщины - в левой, оставл€€ свободным проход от главных дверей к ÷арским вратам. ¬ православном храме запрещаетс€ сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

¬ храме неприлично про€вл€ть любопытство и рассматривать окружающих. Ќедопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. ¬о врем€ богослужени€ запрещаетс€ разговаривать. Ќе следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Ћучше помочь ему вежливым и добрым советом. —вечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли. ѕо возможности не следует покидать храм до окончани€ богослужени€.

ѕри посещении храмов полагаетс€ одеватьс€ так, чтобы больша€ часть тела была прикрыта. Ќе прин€то ходить в храм в шортах и спортивной одежде. ѕо возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами. √олова женщины должна быть покрыта. ћужчины перед входом в храм об€заны сн€ть головной убор.

Ќе следует просить благословени€ у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Ѕлагословл€ют св€щенники и епископы, а также насто€тельницы монастырей в сане игумений. ѕринима€ благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословл€ющую руку св€щеннослужител€, креститьс€ перед этим не надо.

 атолический храм

 атолический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. —амым существенным отличием, бросающимс€ в глаза, €вл€етс€ отсутствие иконостаса. ¬место него существует невысока€ алтарна€ преграда. ¬ храме выдел€етс€ центральна€ часть - алтарна€. ”знать это место можно по неугасимой лампаде, гор€щей перед дарохранительницей.

 роме центрального алтар€, могут быть боковые приделы в честь св€тых. ¬ храме также выдел€етс€ специальное место дл€ хора и ризница (отдельное помещение дл€ служителей храма и хранени€ литургических оде€ний и предметов).

ћужчины при входе в храм об€зательно должны снимать головные уборы. ƒл€ женщин косынки не требуютс€. Ќе существует также особых норм в одежде или использовании косметики. ѕо€вление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуетс€, а в некоторых храмах, в том числе в соборе св€того ѕетра в ¬атикане - запрещено.
ѕри входе в храм располагаетс€ сосуд с осв€щенной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крест€тс€.

—разу же при входе в храм совершаетс€ коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. » впоследствии, проход€ мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение, или хот€ бы склон€ют голову.  рест€тс€ католики в отличном от православных пор€дке - сначала левое плечо, потом правое. ќсобых моментов вне литургии, когда требуетс€ совершать крестное знамение, нет.

 атолическое св€щенство дает обет безбрачи€, поэтому интересоватьс€ семейной жизнью собеседника бестактно. ≈ще одна особенность - как правило, св€щенник первым подает руку, в том числе и женщинам.

—обственно, этим ограничиваютс€ основные правила поведени€ в христианских храмах.

—инагога

÷ентром религиозной и общественной жизни иудейской общины €вл€етс€ синагога.
¬ насто€щее врем€ в иудаизме сосуществуют различные течени€ - от ультраортодоксальных до ультралиберальных. —оответственно, синагогальные богослужени€ в различных еврейских общинах могут значительно различатьс€ между собой. ƒревние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

Ѕогослужени€ в ортодоксальных синагогах обычно провод€тс€ трижды в день, в праздничные и субботние дни читаютс€ дополнительные молитвы. „тобы богослужение состо€лось, необходимо присутствие как минимум дес€ти мужчин старше 13 лет, которые составл€ют минь€н (кворум).
ћеста дл€ женщин в синагоге либо отдел€ютс€ от мест дл€ мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее.

ћужчинам запрещено находитьс€ в синагоге с непокрытой головой, поэтому во врем€ утренней молитвы они надевают особое молитвенное покрывало (талит), представл€ющее собой четырехугольный кусок шерст€ной материи с четырьм€ кист€ми по углам (цицит). ¬ будние дни во врем€ утренней молитвы мужчины надевают тфилин - кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками —в€щенного ѕисани€. — помощью длинных ремешков эти коробочки прив€зываютс€ ко лбу и левой руке мол€щихс€. ћолитвы произнос€тс€ сто€ или сид€.

ѕри входе в синагогу и чтении некоторых молитв прин€то склон€ть голову. ћолитвы читаютс€ на иврите, а р€д молитв - на арамите (арамейском), €зыке повседневного общени€ древних евреев.
–азработанный в течение веков пор€док богослужени€ предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календар€. –уководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей.

¬о многих общинах, принадлежащих к другим направлени€м иудаизма, - консервативному, реформистскому, либеральному, - синагогальные традиции могут значительно отличатьс€. “ак, в реформистских общинах мужчины и женщины сид€т вместе. ћужчины могут не надевать талит и тфилин, хот€ нередко нос€т на голове специальную шапочку (кипу). ¬ синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах вход€т женщины.

¬о многих странах часть богослужени€ может вестись на €зыке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом €зыке различно в разных общинах. ћен€етс€ и сам состав молитв в богослужени€х различных общин.
¬ отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со св€щеннослужител€ми разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет.

ћечеть

ћечеть - молитвенное здание у мусульман. ќна не €вл€етс€ св€тым местом, храмом в полном смысле этого слова. »сключение составл€ет только ћасджид аль-харам - Ђ«апретна€ мечетьї, котора€ находитс€ в ћекке. ¬ центре ћасджид аль-харам стоит  ааба - главна€ св€тын€ мусульман.
¬ мечети организуютс€ различные праздники, не об€зательно религиозные, выступлени€ исламских де€телей, провод€тс€ конкурсы чтецов  орана и т. д.  роме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

ѕ€ть раз в день, в строго определенное врем€, с минарета раздаетс€ азан - призыв на молитву. ≈го возглашает муэдзин. ¬нутри мечети направление молитвы определ€ет михраб - специальна€ ниша в стене, обращенна€ в сторону ћекки. —права от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна дл€ проповедника.

∆енщины обычно мол€тс€ на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. ¬ход в мечеть дл€ мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. ’от€ мечеть и не €вл€етс€ св€тым местом, чествуют определенные правила, которые распростран€ютс€ на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедани€.
¬нешний облик посетител€ мечети не должен оскорбл€ть взгл€д верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. ” женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе €рким, а силуэт - облегающим. ¬олосы женщинам следует полностью спр€тать под платок.

ѕол в мечети устлан коврами, обувь оставл€ют при входе. ¬ больших мечет€х специальные служащие принимают обувь и выдают жетон. ѕосетители мечети ведут себ€ очень раскованно: они сид€т или лежат на полу, ед€т, сп€т, общаютс€ между собой. Ќо при этом в любое врем€ кто-то может совершать намаз, т. е. молитьс€. ¬ерующие читают  оран или просто сосредоточиваютс€ на мысли о ¬севышнем. ѕоэтому не следует повышать голос, сме€тьс€, бранитьс€ и т. д.

 огда наступает врем€ намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваютс€ р€дами за имамом - предсто€телем на молитве. “е, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не об€заны покидать мечеть.
ѕоскольку в исламе не существует института св€щенства, обращение к духовным лицам определ€етс€ конкретной практикой, сложившейс€ в данном регионе. Ќаиболее универсальным €вл€етс€ обращение Ђсайдї (по-арабски Ђгосподинї), а также Ђхаджиї, то есть совершивший хадж. Ќо эти обращени€ не €вл€ютс€ исключительной прерогативой духовных лиц.


ѕроцитировано 4 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку